Автотранспортные средства в призме судебных споров и специальных познаний.

Согласно афоризма: «Автомобиль- это не роскошь, а средство передвижения». Однако это средство передвижения имеет свойство ломаться, что в свою очередь создает проблему его владельцу.

         Иски, вытекающие из потребительских отношений, могут быть предъявлены в суд, как по месту жительства истца, так и по месту нахождения ответчика. Исковые заявления данной категории оплате госпошлиной не подлежат.

         Исходя из положений ст. 18 закона «О защите прав потребителей» и Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению, в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержденных постановлением Правительства РФ № 575 от 13.05.1997г- автотранспортные средства являются технически сложным товаров, дающим  потребителю право вместо предъявления требований о замене товара отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

         Такое право у потребителя возникает в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, при этом недостатки (дефекты) должны носить производственный (заводской) характер.

         В соответствии со ст. 475 ГК РФ и преамбулой к закону «О защите прав потребителей» существенным является недостаток, которому свойственен хотя бы один из признаков: а) неустранимость; б) неоднократнось либо проявление его вновь после устранения; г) несоразмерность расходов и затрат времени на устранение недостатка.

         Выявление названных свойств и признаков предполагает применение специальных познаний в области автотовароведения, автотехники и оценки, т.е. необходимость назначения и проведения экспертиз соответствующего вида.

         Эксплуатационным является недостаток, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и условий эксплуатации, и приведший к нарушению исправности или работоспособности транспортного средства.

         Заводским является недостаток, возникший по причине некачественного, с отступлением от технологии изготовления узлов и агрегатов транспортного средства.

         Определяя является ли недостаток эксплуатационным или заводским эксперт исходит из характера повреждений на узлах и агрегатах. Зачастую, на экспертизу поступают дела, когда транспортное средство уже отремонтировано, т.е. исследование необходимо провести в ретроспективный период времени. Научно-обоснованные и опытно-апробированные методики предполагают непосредственное изучение объекта экспертного исследования, потребителю следует позаботиться о сохранности замененных узлов и агрегатов, до проведения экспертизы. В противном случае, эксперт даст заключение о невозможности определить вид недостатка, что в свою очередь скажется на судебном решении.

         Как показывает практика, все недостатки транспортного средства, устранимы.

         Неоднократность имеет место, если узел или агрегат отремонтированы, а затем проявились вновь. В случае, если агрегат или узел был заменен, а в последующем сломался, то в данной ситуации нельзя говорить о неоднократности.

         Особого внимания заслуживает признак- невозможность устранения недостатка без несоразмерных расходов и затрат времени.

         В соответствии с п. 4.1.2 Методического руководства «Исследование недостатков отечественных моделей, находящихся в эксплуатации»… несоразмерность расходов по устранению недостатка превышает 20% от рыночной стоимости нового узла и агрегата… несоразмерность времени по устранению недостатков устанавливается в 10% от срока гарантии.

         Исходя из этого алгоритм решения экспертной задачи предполагает: определение рыночной стоимости транспортного средства; определение стоимости заменяемого узла (агрегата); определение процентного соотношения между ними. При этом следует отметить, что если недостатков несколько, то процентное соотношение определяется по каждому из них, а не в совокупности их стоимости по отношению к рыночной стоимости транспортного средства.

По смыслу нормы права (ст. 475 ГК РФ) перечисленные в ней недостатки должны свидетельствовать о том, что приобретенный товар (транспортное средство) не может использоваться (эксплуатироваться) по назначению.

Судебно-экспертная практика (Постановление ФАС СКО от 27.11.09г по делу № А53-4336\2009; Постановление ФАС СЗО от 26.06.09г по делу А56-3121\2008; определение Верховного суда РФ от 05.10.05г по делу № 5В05-144 и т.д.) два вида недостатков, делающих невозможным использование (эксплуатацию) транспортного средства: 1) фактическое неработоспособное состояние транспортного средства; 2) наличие у транспортного средства законодательно закрепленных неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.93г № 1090).

В ходе документального и органолептического исследования эксперт устанавливает эти обстоятельства и дает заключение.